Предложенное выше описание ситуации предопределяет подходы к выбору эффективной стратегии реформирования ЖКХ. По существу, речь идет о радикальной смене приоритетов проводимой в настоящее время реформы. Важнейшей целью реформы должна стать демонополизация сферы ЖКХ и формирование в сфере ЖКХ заинтересованного потребителя (покупателя) услуг. Следовательно, на настоящем этапе реформы усилия должны быть сконцентрированы в первую очередь на решении следующих задач: Демонополизация сферы ЖКХ:
—  преобразование муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества;
—  совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании;
—  изменение правил ценообразования и оплаты услуг предприятий ЖКХ;
—  внедрение конкурсного обслуживания и управления жилищным фондом. Формирование конечного потребителя:
—  массовая организация ТСЖ и передача им в управление жилищного сектора;
—  ликвидация перекрестного субсидирования и изменение схемы субсидирования жилищно-коммунальных услуг таким образом, чтобы дотацией распоряжался непосредственно потребитель. Решение задач демонополизации сферы ЖКХ и формирования конечного потребителя влечет изменение существующих принципов тарифной политики и механизмов тарифообразования, которые должны касаться следующих положений: для конкурентных зон — рыночное формирование стоимости услуг; для монопольных зон — стимулирование предприятий к снижению себестоимости продукции и повышению ее качественных показателей. Другим вопросом, реально влияющим на количественные, качественные и стоимостные показатели коммунальной услуги, являются вопросы энергоресурсосбережения как со стороны конечного потребителя (населения) и объединений потребителей (ТСЖ), так и со стороны продавцов коммунальных услуг (Управляющая организация), производителей и поставщиков. Объемы нерационально расходуемых ресурсов в настоящее время достигают 50% от общего произведенного количества, соответственно, формирование экономических условий, стимулирующих ресурсосбережение на всех участках производства, поставки и потребления энергоресурсов, является важнейшей задачей практического реформирования отрасли. Формирование рыночных отношений в отрасли, модернизация предприятий и внедрение ресурсосберегающих технологий на всех этапах производства, поставки и потребления коммунальных услуг невозможно без привлечения финансовых средств в значительных объемах. Поэтому разработка механизмов формирования инвестиционной привлекательности отрасли, в основе которой лежит экономическая эффективность ресурсосберегающих проектов, является следующей задачей, без решения которой невозможно осуществить в полной мере предложенные преобразования. Таким образом, предложенный подход к реформированию жилищно-коммунального хозяйства состоит в решении задач первого порядка: демонополизация ЖКХ и формирование конечного потребителя, следствием чего станет изменение тарифной политики; и решение задач второго порядка — ресурсосбережение и формирование условий привлечения инвестиций.