ru RU zh-TW ZH-TW en EN de DE es ES tr TR

Концепцией реформирования жилищно-коммунального хозяйства предусматривается изменение структуры управления отраслью и перевод отрасли на рыночные принципы функционирования.

В большинстве муниципальных образований на смену ТПО ЖКХ, совмещавших функции управления и хозяйствования, пришли министерства, комитеты, департаменты, выполняющие исключительно функции управления. На уровне муниципальных образований с целью разделения функций заказчика услуг ЖКХ и подрядчиков по их выполнению созданы Службы заказчика для управления муниципальным жилищным фондом и привлечения подрядных организаций для практического производства работ. Однако службы заказчика, как правило, являются муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными учреждениями, а функции подрядных организаций исполняют те же самые предприятия ЖКХ, так же в большинстве случаев преобразованные в муниципальные унитарные предприятия. Муниципальные предприятия являются собственностью муниципалитетов, руководители муниципальных унитарных предприятий оформляются по контрактам с администрацией, соответственно полностью ею управляемы. Практически все предприятия коммунального хозяйства являются монополистами. Таким образом, в муниципальных образованиях компетенция в вопросах производства услуг, контроля за объемами и качеством услуг, их стоимость сконцентрированы в Администрациях муниципальных образований, которые фактически являются монополистами в сфере ЖКХ наряду с федеральными монополистами «Газпромом» и «РАО ЕЭС». Однако природа муниципального монополизма в значительной степени отличается от монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, целью которых является получение максимальной прибыли за счет доминирующего положения на каком-либо рынке. В основе муниципального монополизма лежит кажущаяся необходимость концентрации средств и других ресурсов и административного управления ими с целью обеспечить населению, в условиях недофинансирования, хотя бы минимальный набор жилищно-коммунальных услуг, и отсутствует цель получения прибыли. Следовательно, инициатором демуниципализации может выступать администрация местного самоуправления, убедившись в большой эффективности деятельности предприятий рыночной экономики, работающих в условии конкуренции.

Одним из самых эффективных инструментов демонополизации и создания конкурентной среды в отрасли является приватизация муниципальных предприятий. Опыт приватизации предприятий объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятий строительной сферы показал положительные результаты, которые стали достоянием всего общества. Приватизированные и вновь созданные частные предприятия в этих областях оказались значительно эффективнее государственных, а затем муниципальных предприятий. Создана конкурентная среда. У потребителя появился выбор. Идет отчаянная борьба за клиента, вынуждающая предпринимателя снижать затраты на производство продукции и расширять ассортимент и качество предлагаемых потребителям услуг.

Проведение процесса приватизации, как правило, сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как реструктуризация (с целью выделения монопольных и конкурентных зон), анализ потенциальных возможностей, определение необходимых технических и технологических мероприятий модернизации предприятия, определение объемов необходимых средств и потребности в инвестициях, реализация мероприятий в социальной сфере и другое.

Способы приватизации муниципального имущества определены в Законе РФ «О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества» и включают:
—  продажу имущества на аукционе;
—  продажу на конкурсе с инвестиционными или социальными условиями;
—  внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
—  преобразования унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности.

На наш взгляд, наиболее оптимальной формой приватизации предприятия является продажа на конкурсе с инвестиционными или социальными условиями. Предпочтение вызвано следующими рассуждениями. Как правило, муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства является предприятием, монопольно обеспечивающим какую-либо жизненно важную услугу для населения муниципального образования в целом или его района (например — водоснабжение, теплоснабжение, др.). Поэтому безусловным требованием является сохранение профиля деятельности приватизированного предприятия. Следующим фактором является техническая и технологическая отсталость предприятия, изношенность основных фондов и в результате убыточность его деятельности. Решить эти вопросы возможно лишь за счет привлечения финансовых средств и производства работ по модернизации предприятия. Поэтому приватизация по способу продажи предприятия с инвестиционными или социальными условиями позволяет сохранить профиль предприятия и привлечь инвестиции на его модернизацию. Следует отметить, что основной целью приватизации предприятия является повышение качества и снижение себестоимости производимой им продукции, а не получение местным бюджетом прибыли от продажи, следовательно, стоимость предприятия должна определяться исходя из условий, привлекающих инвестиции, и составлять минимальное значение. Способы приватизации «внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ» и «преобразование унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности» можно рассматривать по отношению к современным рентабельно действующим предприятиям или в качестве подготовительного этапа последующего привлечения инвестиционных средств.

Демуниципализация предприятий решает вопрос повышения эффективности деятельности предприятия и снижения себестоимости производимой им продукции. Однако не решает вопрос создания конкурентной среды в отрасли. За счет приватизации муниципальных предприятий нарушается монопольное влияние администрации муниципального образования в жилищно-коммунальном хозяйстве, но монопольный рынок какой-либо услуги, производимой предприятием до приватизации, сохраняется и за приватизированным предприятием.

Поэтому следующая задача администрации муниципального образования заключается в создании условий, обеспечивающих конкуренцию среди предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Для этого необходимо выделить потенциально конкурентные и монопольные зоны рынка жилищно-коммунальных услуг.

Конкурентные зоны характеризуются наличием определенного количества хозяйствующих субъектов, высокой степенью взаимозаменяемости предлагаемых ими товаров или услуг, открытостью для вхождения других хозяйствующих субъектов. Это производство работ по вывозу бытового мусора, обслуживанию лифтового хозяйства, антенного хозяйства, кодовых замков и т. д., выполнение ремонтно-строительных работ, в меньшей степени — содержание и эксплуатация зданий и территорий. Конкурентные отношения между ними реализуются в процессе конкурсного распределения работ. В этом случае работает механизм рыночного формирования стоимости работ или услуг, обусловленный возможностью выбора заказчиком организации, предлагающей наиболее оптимальные для него условия по стоимостным и качественным характеристикам работ.

Иначе обстоит дело с монопольным положением предприятий, оказывающих услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, монопольное положение которых обусловлено в первую очередь технологическими причинами. В этом случае органам местного самоуправления необходимо контролировать ситуацию на различных локальных рынках и в необходимых случаях принимать предусмотренные законодательством меры воздействия (контроль за ценообразованием естественных монополий, принудительное разделение и выделение, контроль за слияниями, пресечение злоупотреблений доминирующим положением), а также принимать меры по развитию конкуренции и предпринимательства, в качестве которых может рассматриваться создание локальных альтернативных источников тепла, или водоснабжения, или других ресурсов за счет привлечения управляющей организацией других предприятий, выделение конкурентных зон в структуре действующего предприятия и другие мероприятия.

С 2017 г. отменена оплата ОДН для жильцов. Платить только по приборам учёта или единой установленной ставке. Сбор ОДН - нарушение закона!
Подробнее, читайте здесь...

spravkoved.ru