ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Проведение жилищно-коммунальной реформы в значительной степени зависит от позиции местных властей. Согласно действующему законодательству РФ, именно органы местного самоуправления определяют структуру управления муниципальным хозяйством, устанавливают ставки оплаты жилищных и коммунальных услуг для населения и тарифы для муниципальных предприятий, решают вопросы о сроках и формах проведения преобразований в данном секторе экономики. Именно на местных бюджетах лежит бремя дотирования расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, причем дотации составляют около половины расходной части бюджетов муниципальных образований. Таким образом, точкой приложения усилий по преобразованию жилищно-коммунального хозяйства должны стать конкретные муниципальные образования.
Энергичные усилия по реформированию ЖКХ были предприняты Правительством в течение последних 10 лет множество программ в этой области финансировалось международными финансовыми организациями и агентствами. Интерес Правительства и региональных властей к реформе ЖКХ был обусловлен колоссальными расходами на субсидирование этой сферы, составлявшими в начале 90-х годов около 7% ВВП. Сегодня эта цифра несколько ниже, но и сейчас дотации ЖКХ составляют, как правило, около половины всех расходов муниципальных бюджетов.

Основные цели и задачи реформирования отрасли были сформулированы в Законе Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (1992) и в последующих нормативно-правовых актах Правительства Российской Федерации, включая Концепцию реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации (1997), Программу демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы (1997) и др. В качестве основных задач реформы ЖКХ в упомянутых документах выделялись: создание эффективной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством через формирование муниципальных заказчиков жилищно-коммунальных услуг и товариществ собственников жилья; переход на договорные отношения с поставщиками услуг; демонополизация и развитие конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг; нормализация тарифной политики; введение адресной помощи семьям на оплату жилищно-коммунальных услуг в зависимости от их доходов. Тем не менее ни одна из заявленных целей не была достигнута. Предполагалось, что к 2000 году отрасль выйдет на безубыточный режим функционирования, однако сложившаяся социально-экономическая ситуация не позволила довести уровень платежей потребителей услуг до 100% покрытия затрат предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Муниципальные бюджеты также оказались неспособными покрывать затраты предприятий жилищно-коммунального хозяйства. На сегодняшний день население компенсирует около 60% затрат на производство услуг, а с учетом льгот и субсидий — около 40%. Дотации местных бюджетов составляют около 30% от необходимого. Таким образом, последнее десятилетие отрасль находилась в условиях недофинансирования. Общее недофинансирование отрасли на 2000 год составило около 60 млрд руб., или около 20% от необходимого. В этих условиях оказалось невозможным реализовывать на практике сформулированные федеральными программами задачи, направленные на демонополизацию и формирование рыночных условий в отрасли. Более того, жесткие экономические условия объективно заставили администрации муниципальных образований еще более централизовать систему управления жилищно-коммунальным хозяйством. Что привело к окончательной монополизации отрасли, где наряду с федеральным монополизмом (Газпром, РАО ЕЭС) сформировался муниципальный монополизм. Опыт работы с различными муниципальными образованиями (Московской, Тверской, др. областей) и предприятиями ЖКХ (Водоканал г. Находка, Камчатсккоммунэнерго, Теплосеть г. Нарофоминска и др.) показывает, что существующая структура жилищно-коммунального сектора легко «переваривает» все попытки нововведений и возрождается в прежнем виде, с готовностью принимая от реформаторов только новые названия (например; служба заказчика, договор, тарифная политика, конкурсный отбор и т. п.). В муниципальных образованиях не формируются конкурентные рынки управления и эксплуатации жилья. Как правило, эти работы производятся теми же предприятиями, преобразованными в Муниципальные унитарные предприятия. Не сформированы полноценные договорные отношения между службой Заказчика и подрядными организациями. Практически повсеместно отсутствуют договорные отношения с населением. В этих условиях органы местного самоуправления осуществляют централизованное административное управление жилищно-коммунальным хозяйством, что позволяет делать вывод о наличии муниципального монополизма в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Недофинансирование и монополизация отрасли явились основной причиной ее кризисного состояния. Износ основных фондов составляет более 60%. За последние 10 лет количество аварий возросло примерно в 5 раз и составило в 2000 году 70 аварий на 100 км сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% от произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 65—80 млн тонн условного топлива в год. Планово-предупредительные ремонты сменились аварийно-восстановительными работами, себестоимость которых в 2,5—3 раза выше. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов и ведет к лавинообразному накапливанию недоремонта и падению надежности. В этих условиях администрации муниципальных образований опасаются проводить рыночное реформирование в жилищно-коммунальной сфере, а предприятия жилищно-коммунального хозяйства не имеют серьезных экономических стимулов к повышению эффективности деятельности. Следствием этого является наличие углубляющегося кризиса в жилищно-коммунальных хозяйствах большинства муниципальных образований и в отрасли в целом.