МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ. Мероприятия по охране геологической среды прежде всего связаны с организацией рационального использования всех природных ресурсов территории. К ним следует относить не только ресурсы, непосредственно связанные с использованием недр, — подземные воды, природные строительные материалы (песок, глина, щебень и др.), подземное пространство (как строительный ресурс), но также рекреационные и земельные ресурсы, поверхностные воды и др. С другой стороны, состояние геологической среды, в частности ее загрязнение, зависит от присутствия источников загрязнения в пограничных средах и возможностей дальнейшей миграции загрязнителей. Поэтому отдельное, пообъектное рассмотрение природоохранных мероприятий не дает возможности систематизировать их для определения оптимального варианта управления состоянием окружающей среды с применением технических, организационных и инвестиционных средств. Учитывая различные уровни управления, а следовательно, и различное сочетание средств управления, более целесообразно рассмотреть природоохранные мероприятия по следующим категориям: 1. Превентивные мероприятия — прогнозирование и планирование градостроительной и промышленной деятельности с целью обеспечения охраны геологической среды и рационального использования недр. 2. Защитные мероприятия— обеспечение безопасности эксплуатации сооружений и коммуникаций и соответствия.потребляемых ресурсов (в том числе и подземных вод) нормам и кондициям. 3. Реабилитационные мероприятия — устранение источников загрязнения и ликвидация последствий опасных геологических процессов. Превентивные мероприятия. Превентивные мероприятия по охране геологической среды, несмотря на их очевидную важность и актуальность, внедряются крайне недостаточно. Инженерно-геологическое и гидрогеологическое прогнозирование, составляющие основу превентивных мероприятий, привлекаются в лучшем случае на стадии отвода земельного участка или уже разработанного проекта освоения территории. В этих случаях прогнозирование может быть направлено только на оценку изменений и рекомендаций по устранению нежелательных последствий (сооружение дренажей, обустройство очистных сооружений, планировку ландшафта и др.), то есть реализацию мероприятий 2-й и 3-й категорий. В то же время осуществление превентивных мероприятий на самых ранних стадиях градостроительного проектирования (планирования) позволяет избегать неоправданных расходов на исправляющие и защитные мероприятия посредством выбора оптимального варианта расположения сооружений и режима использования территорий. Первым шагом в этом направлении можно считать наши исследования, на основании которых разработаны критерии градостроительных режимов в части правил и норм эксплуатации жилищного фонда в сложных инженерно-геологических условиях. Для внедрения результатов этих исследований необходимо узаконить методику долгосрочного прогнозирования состояния геологической среды в практике градостроительной деятельности путем издания нормативных актов в рамках реализации Законов «О градостроительной деятельности» и «Об охране окружающей среды». К превентивным мероприятиям в области охраны окружающей среды, затрагивающим и сферу охраны геологической среды, относятся различные оценки воздействий планируемых сооружений. Одним из важнейших условий успешной реализации превентивных мероприятий является эффективное нормативно-правовое регулирование данной проблемы. К сожалению, применение существующих правовых документов в настоящее время не дает ощутимого эффекта, что связано с несовершенством самих законов, отсутствием механизма их реализации и определенной спецификой нашего города. Защитные мероприятия. Защитные мероприятия включают в себя научно-исследовательские работы, меры технического и организационного характера, образовательные программы и систему контроля за соблюдением природных, санитарно-гигиенических и технологических нормативов. В аспекте охраны геологической среды эти мероприятия реализуются через инженерно-геологические и гидрогеологические целевые прогнозы (расчеты устойчивости конкретных сооружений, их влияния на природно-техногенную обстановку, оценка условий водоотбора и др.), проектирование защитных сооружений (дренажей, защитных экранов, водозаборных сооружений и др.) и ведение мониторинга подземных вод и инженерно-геологических процессов. В категорию защитных мероприятий входят и меры, обеспечивающие защиту других компонентов природной среды (атмосферный воздух, почва, поверхностные воды), оказывающих влияние на состояние недр. Реабилитационные мероприятия. Исправляющие мероприятия, реализующие конкретные целевые функции по устранению негативного воздействия на окружающую среду, требуют незапланированного расходования средств и усилий. Необходимость таких мероприятий обусловлена недостаточностью знаний о природных процессах и явлениях и существованием в городе объектов, которые создавались без учета воздействия на окружающую среду. В отношении последних приоритет отдается ликвидационным мероприятиям. В последние годы значительно сокращены литейные и гальванические производства, технически устаревшие и неконкурентоспособные предприятия. Однако часть предприятий, выпускающих жизненно важную для города продукцию, остается источниками повышенной экологической опасности, территория которых и прилегающие районы значительно загрязнены нефтепродуктами. Подобное загрязнение отмечено на участках расположения старых наливных станций, местах разлива и аварийного сброса нефтепродуктов. Радикальные меры по устранению загрязнения в этих случаях связаны не только с рекультивацией поверхностного слоя грунтов, ремонтом и тампонированием скважин, но должны быть направлены также на очистку водоносного горизонта. Однако последнее из-за значительных затрат в настоящее время не практикуется, хотя и существуют отдельные проектные проработки в этом направлении. К числу исправляющих мероприятий относятся также: расчистка водных объектов города, промывка прудов и отстойников, сооружение дополнительных дренажей и барражей, ремонтные работы при эксплуатации зданий и коммуникаций, ландшафтно-строительные работы и др. Иногда необходимость в таких работах диктуется чрезвычайными ситуациями, угрожающими не только сохранности объектов, но и здоровью людей. Из всего вышесказанного видно, что эффективность природоохранных мероприятий как в части выполнения ими средозащитных функций, так и в части оптимизации средств на их осуществление прежде всего зависит от правильного планирования градостроительной политики и рационального использования природных ресурсов. Это возможно осуществить на основе организации системы управления состоянием окружающей среды (включая и недра), в которой выбор комплекса природоохранных мероприятий будет обеспечен природоохранным прогнозированием с учетом потребностей развития и ограниченности финансовых средств. При разработке такой системы особое внимание следует обратить на реализацию превентивных мероприятий, позволяющих значительно сократить расходование средств и обеспечить стабильное развитие.