ru RU zh-TW ZH-TW en EN de DE es ES tr TR

Чтобы сократить бюджетные расходы, государство планирует отменить принцип очерёдности в выдаче квартир.

Правительство, в связи с полной неспособностью выполнять хотя-бы частично взятые на себя обязательства по обеспечению жильем бюджетников, а также в связи с продолжающимся (или набирающим обороты?) кризисом, разработало новую концепцию.

Главная идея концепции законопроекта о некоммерческом найме жилья, выдвинутая «Институтом экономики города» и АИЖК (Агентством по ипотечному жилищному кредитованию) заключается в отказе от устоявшейся системы бесплатной раздачи  жилья «очередникам» и внедрении западной схемы социального найма.
Минэкономразвития и Минрегионом идея была одобрена.

Цель законопректа, который будет создаваться на основе данной концепции - существенно сократить расходы государства на жилье для граждан. Другого способа, кроме как прекратить раздавать его бесплатно, не придумали; иначе проблема очередников никогда не решится.

Жилищный кодекс предусматривает и в данное время предоставление жилья по договору социального найма. Но в этих квартирах, принадлежащих муниципалитетам, можно проживать бессрочно (в том числе прописанным детям и внукам). И, что самое главное, до 1 марта 2013 года ИХ МОЖНО ПРИВАТИЗИРОВАТЬ. А по новой концепции предполагается, что социальное жилье будет переходить по наследству не детям и внукам, а следующим нуждающимся.

Вот краткое изложение новой идеи Минэкономразвития и Минрегиона:

1. Замена действующей сейчас системы бесплатного предоставления жилья «очередникам» западной схемой социального найма. Андрей Ивакин, глава департамента недвижимости Минэкономики заявил: «Мы хотим, чтобы некоммерческое арендное жилье стало «многоразовым», иначе очереди не закончатся никогда».

2. Предоставляемое нуждающимся гражданам жилье в собственность не передается, а принадлежит им только на праве аренды. «Основная цель предложений – открыть хоть какие-то перспективы получения жилья для семей, доходы которых не позволяют им приобретать или снимать жилье по рыночным ценам. Кроме того, концепция задумана для того, чтобы существенно сократить государственные траты на строительство жилья», – говорит президент «Института экономики города» Надежда Косарева.
В настоящее время квартиры, предоставленные по договору социального найма, хоть и принадлежат муниципалитетам, но проживать в них можно бессрочно (в том числе, прописанным детям и внукам). Приватизация разрешена до 1 марта 2013 года.

3. Муниципалитет выступает в качестве арендодателя, а граждане - нанимателями, арендующими  социальное жилье для временного проживания.

4. Чтобы компенсировать муниципалитетам расходы на строительство, проживание в социальном жилье будет платным. Хотя, признают сами авторы, это противоречит российской практике. «Массовая бесплатная приватизация привела к смещению предпочтений граждан в сторону собственности», – сказано в документе. В частной собственности в России находится 86,5% жилья, причем в 74,2% проживают сами собственники; тогда как в развитых странах доля жилья, занимаемого собственниками, значительно ниже: она колеблется от 39% в Швеции до 69% в Германии.

5. Для компенсации расходов граждан предлагаются налоговые льготы. «Вопрос о льготах до конца не решен, но государство должно быть готово стимулировать новое направление», – убежден Ивакин. Авторы законопроекта предлагают ввести налоговые вычеты для арендаторов, аналогичные вычетам при покупке жилья. Арендаторов социального жилья в первые несколько лет аренды предполагается полностью освободить от уплаты НДФЛ. Затем они будут платить его по льготной 6% ставке. Авторы надеются с помощью льгот вывести аренду из тени.

6. Льготы по налогу на прибыль и/или на доходы получат застройщики, инвесторы и наймодатели.

7. Авторы законопроекта не кривя душой заявляют, что возможность даже некоммерческой аренды вряд ли будет доступна малоимущим гражданам, если не будут приняты программы по предоставлению жилищных субсидий на наем такого жилья регионами и муниципалитетами.

Интересен и тот факт, что вы нигде не найдете информации о стоимости строительства жилья для очередников - таких цифр просто не существует. Данные подсчеты не ведут ни Минфин, ни Минрегион. Оценить расходы государства можно только примерно. Гендиректор «Института экономики города» Александр Пузанов предлагает следующую методику подсчета. В 2010 году, по данным Росстата, по договору социального найма в новостройках было предоставлено 1,4 млн кв. м жилья для 30 500 семей. Если считать, что 1 кв. м стоит 30 000 руб. (таков стандарт жилья эконом-класса, утвержденный правительством, он используется в качестве ценового ориентира в различных федеральных программах), то получается, что так или иначе на эти цели было потрачено 42 млрд руб. Но не вся эта сумма была оплачена живыми деньгами.

Частично жилье предоставляется за счет бартерных сделок, например, в качестве оплаты за предоставление земли под коммерческую застройку. Но не все очередники имеют возможность вселиться в новое жилье. По статистике, чуть больше половины очередников вселяется в квартиры в новых домах; остальные  вынуждены довольствоваться квартирами на вторичном рынке.