Жилищно-коммунальное хозяйство России представляет собой многоотраслевой комплекс, включающий более 25 подотраслей и свыше 70 видов экономической деятельности. В результате муниципализации объектов ЖКХ, возросших требований к качественному и эффективному функционированию системы жизнеобеспечения, а также необходимости создания конкурентных условий для всех субъектов хозяйствования реально возник рынок жилищно-коммунальных услуг и продукции. Соответственно, у потребителя появилась возможность выбора более надежных предприятий, оказывающих услуги в данной сфере. Зарубежный опыт (Франция, Германия) показывает, что одним из критериев надежности предприятий и инструментом для обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, а также окружающей среды от возможного отрицательного воздействия является система сертификации ЖКХ. Согласно Федеральному закону от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (вступил в силу 15.06.03, далее — Закон № 184-ФЗ) сертификация — это форма подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Рост качества услуг населению.
При использовании зарубежного опыта всегда следует учитывать специфику рынка и особенности законодательства Российской Федерации. Отвечая на вопрос: «Для чего жилищно-коммунальному хозяйству России сертификация?», необходимо проанализировать воздействие системы сертификации на ее субъекты. Во-первых, сертификация обеспечивает возможность выбора предприятия, оказывающего услуги, качество которых соответствует существующим техническим регламентам и положениям стандартов, соблюдению требований безопасности. В результате сертификации персонала возрастает профессиональный уровень работников и руководителей предприятий ЖКХ, что положительно отражается на конечном потребителе. Во-вторых, одна из основных проблем российского населения — отсутствие информации о деятельности предприятий ЖКХ и текущих изменениях в законодательстве. Система сертификации предполагает обеспечить населению доступ к нормативно-правовым документам, а также возможность получения квалифицированных консультаций по интересующим вопросам. В-третьих, сертификация предполагает не только единовременную выдачу сертификата соответствия, но и контроль за деятельностью предприятия, в ходе которого проводится оценка санитарно-технического, экологического и др. состояния жилых и нежилых помещений. Наличие квалифицированных аттестованных экспертов позволяет проводить независимые экспертизы. В-четвертых, население получает возможность защиты от недобросовестной предпринимательской деятельности, поскольку в сертификате соответствия оговариваются качество и уровень оказываемых услуг, и при обоснованных жалобах потребители имеют возможность ссылаться на конкретные документы. Повышение качества услуг и уровня компетентности персонала позволяет снизить темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги и избегать дополнительных затрат населения на недобросовестно выполненные работы. Наличие сертификата — повышение статуса предприятия.
Рассматривая влияние сертификации на предприятия ЖКХ, прежде всего необходимо отметить повышение статуса и рейтинга предприятий, имеющих сертификат соответствия, при осуществлении деятельности в конкурентной среде, приоритеты при получении государственного и муниципального заказов. По сути, наличие сертификата соответствия является одной из составляющих «good will». Сертификация дает организациям, работающим в данной сфере, компетентное заключение о необходимости модернизации основных средств для поэтапного повышения качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг и, кроме того, объективную оценку профессионализма персонала и его владения нормативно-правовой базой ЖКХ. Способствует повышению знаний работников и руководителей предприятий, предоставляя пакеты нормативно-правовых, методических и иных документов. В процессе своей деятельности организации постоянно сталкиваются с недоразумениями при взаимодействии с органами исполнительной власти, населением, контрольными или надзорными органами. Органы системы сертификации одной из своих задач видят оказание помощи предприятиям в решении подобных спорных вопросов. Система сертификации предполагает не только выдачу сертификата соответствия, но и внесение предприятия в государственный реестр. Для органов исполнительной власти сертификация является одним из способов повышения управляемости сферой ЖКХ, т. е. видами деятельности, численностью работающих, комплексным мониторингом развития и функционирования ЖКХ субъектов Федерации (муниципальных образований), спектром оказываемых услуг и т. д., к тому же повышается влияние региональных органов ЖКХ на качество оказываемых услуг в муниципальных образованиях. Для достижения этой цели создается реестр организаций, имеющих сертификаты и работающих на рынке жилищно-коммунальных услуг. Для органов исполнительной власти появляется возможность создания единой федеральной и региональной нормативно-правовой базы на основе базы данных «ЖКХ России», создаваемой органами сертификации. Сертификация призвана развивать систему переподготовки, повышения квалификации персонала в регионах, систему замещения должностей, повышения в должности и трудоустройства. При проведении конкурсов и тендеров органы исполнительной власти используют критерии отбора предприятий, руководствуясь наличием у них сертификатов. Сертификация оказывает влияние и на финансовый аспект взаимодействия предприятий ЖКХ и органов исполнительной власти, в результате сертификации создается возможность получения дополнительных источников финансирования образования специалистов отрасли, формируются внебюджетные фонды для реализации задач реформирования ЖКХ. Немаловажно также для органов исполнительной власти увеличение налогооблагаемой базы.

Органы, осуществляющие сертификацию.
Говоря о системе сертификации в России, необходимо рассказать о ее реально существующих формах, а также органах, ее осуществляющих.
Учитывая структуру жилищно-коммунальной сферы и в соответствии с Законом № 184-ФЗ Госстроем России и «Жилкоммунсертификацией — Межрегиональным центром научных, информационных и образовательных услуг в лицензировании и сертификации» была разработана отраслевая система добровольной сертификации в сфере ЖКХ Российской Федерации. Система сертификации в сфере ЖКХ «Росжилкоммунсертификация» и знак ее соответствия зарегистрированы Госстандартом России 17 апреля 2003 г., введены в действие постановлением Госстроя России с 1 июня 2003 г. С ноября 2004 года на территории ЮФО организован и приступил к работе «Южный окружной центр сертификации и повышения квалификации в строительстве и жилищно-коммунальной сфере» Главными целями системы «Росжилкоммунсертификация» можно назвать: повышение качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг на конкурентном рынке их производства и предоставления; повышение правоспособности юридических и физических лиц в деятельности, связанной с восстановлением жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры в зонах чрезвычайных ситуаций; реализация механизмов повышения управляемости в сфере ЖКХ при подготовке региональных жилищно-коммунальных комплексов к работе в осенне-зимний период; способствование распространению единой нормативно-правовой базы в сфере ЖКХ; ведение реестра организаций всех форм собственности, работающих на рынке жилищно-коммунальных услуг. Организационная структура системы сертификации включает три категории участников:
1. Руководящий орган (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству). Его структура:
— совет системы сертификации;
— комиссия по апелляции;
— комиссия по допуску в систему;
— комиссия по аттестации.
2. Исполнительный орган системы сертификации — «Жилкоммунсертификация — МЦЛС».
3. Предварительно получившие допуск в систему:
—  органы по сертификации;
—  испытательные лаборатории;
—  учебные предприятия. Объектами сертификации системы добровольной сертификации в ЖКХ являются услуги и персонал. Номенклатура услуг, подлежащих сертификации, должна устанавливать: название объекта сертификации согласно соответствующему классификатору услуг или видов экономической деятельности; набор требований (показателей), подтверждаемых при сертификации; нормативные документы, содержащие требования к методам испытаний для подтверждения действующего показателя. Категории персонала, подлежащего сертификации, должны исходить из следующих факторов: название групп предприятий или видов экономической деятельности; структурное подразделение предприятия; должностной уровень специалиста; квалификационные характеристики и требования к каждому должностному уровню. Этапы проведения сертификации. Сертификация услуг в жилищно-коммунальной сфере включает следующие этапы:
—  подача соискателем заявки на сертификацию;
—  рассмотрение заявки и документов, представленных соискателем;
—  принятие решения по заявке соискателя;
—  анализ состояния производства и процессов оказания услуг (оценка мастерства исполнителя работ и услуг);
—  оценка процесса выполнения работ, оказания услуг;
—  анализ состояния производства;
—  оценка организации (предприятия);
—  проверка (испытание) результатов работ и услуг;
—  принятие решения о выдаче (либо отказе в выдаче) сертификата;
—  выдача сертификата соответствия;
—  инспекционный контроль за сертифицированными услугами. Сертификация персонала в жилищно-коммунальной сфере включает:
—  подачу соискателем заявки на сертификацию;
—  рассмотрение заявки и документов, представленных соискателем;
—  принятие решения по заявке соискателя;
—  анализ соответствия персонала установленным требованиям;
—  принятие решения о выдаче (либо отказе в выдаче) сертификата;
—  выдачу сертификата соответствия;
—  инспекционный контроль за сертифицированным персоналом. Добровольная система сертификации осуществляется по инициативе соискателя на условиях договора между соискателем и органом по сертификации в соответствии с Законом № 184-ФЗ.
В настоящее время в систему допущено 37 органов по сертификации из 29 регионов России, обучено и работает 120 экспертов.
Сертификация является важной мерой по продолжению экономических реформ и переходу российской экономики к рыночным формам хозяйствования, а также шагом на пути вступления России во Всемирную торговую организацию, так как является одним из международных стандартов.