Зрительному комфорту уделяется все большее внимание.
В настоящее время складывается новое научное направление — видеоэкология.
Ее актуальность объясняется всеобщей урбанизацией, отдалившей человека от естественной визуальной среды и переместившей его в искусственную — городскую. Орган зрения является основным сенсорным каналом. Через него люди получают около 80% информации, поэтому естественно стремление создать окружающую человека среду как можно менее агрессивной. Во враждебной среде зрение как канал связи может частично отключиться, и человек не получит необходимой ему информации. Кроме того, его движения связаны со зрительным восприятием, например ухудшается ориентация. При обилии одинаковых объектов наблюдается явление раздражающей монотонности, нарушается фиксация зрения на одном из них. Более того, если облик здания не отвечает минимальным нормам физиологии зрения, то эстетически оно становится малопривлекательным. Существует закономерность: эстетические требования должны превышать физиологический базис. Если же этого не происходит, то объект теряет художественную ценность и становится чисто техническим сооружением. Психологи установили, что уровень развития детей в районах полносборного домостроения отстает от уровня сверстников, живущих в исторической части городов. По мнению ученых, сама монотонная архитектура новостроек с обилием повторяющихся членений и прямыми углами действует на психику угнетающе. Психологи считают, что рост агрессивности человечества обусловлен ритмизацией сигналов, которые поступают на входы органов зрения. Ритмические сигналы от агрессивных полей, состоящих из одинаковых элементов, отрицательно влияют на психику. Пагубность ритмических зрительных сигналов, особенно если они накладываются на аналогичные звуковые, заключается в том, что они могут приводить человека в возбуждение и даже спровоцировать эпилептические припадки. Сказанное относится и к интерьерам жилища. Помещение, оклеенное обоями в яркий горошек или часто повторяющиеся полосы, создает агрессивную для глаза среду. Такими же свойствами обладают стены, обитые вагонкой. Горизонтальные или вертикальные рейки вызывают неприятный для глаза зрительный эффект. Если же такие ощущения появляются при неблагоприятном виде из окна, то трудно говорить о зрительном комфорте жилища. Учитывая это, окна парадных комнат стремятся разместить со стороны фасада, открывающего обзор на немонотонную среду с большим разнообразием элементов в окружающем дом пространстве. Окна спален могут выходить во двор, желательно озелененный, что не противоречит требованиям звукового комфорта. Тогда интимная часть квартиры будет обращена на тихую территорию, а общая ее зона — на более шумную. К комфортной визуальной среде можно отнести озеленение. Деревья и кустарники имеют неповторимый силуэт, богатство природных красок, где преобладает зеленый цвет, наиболее благоприятно действующий на психику человека. Зрительная изоляция помещений, особенно индивидуальных комнат, имеет положительное значение, создает ощущение комфортности, удовлетворяет потребности в уединении. Для обеспечения этого условия помещения необходимо делать не только звуко-, но и зрительно огражденными. Архитектурно-пространственными средствами зрительной изоляции можно добиться, создавая условия, исключающие возможность подглядывать в окна. Потребность в освещенности помещений зависит от функционального состояния человека. Для активной деятельности необходим свет значительной интенсивности, а для отдыха — мягкий рассеянный, чего можно достичь, используя шторы и жалюзи. Таким образом, исходной величиной следует считать освещенность, необходимую для активной деятельности. Естественное освещение в жилых зданиях регламентируют, исходя из нормативной величины освещенности — коэффициента естественного освещения Ен, сокращенно называемого КЕО. Его значение определяют с учётом светового климата в районе расположения здания и характера деятельности человека в данном помещении. Физический смысл КЕО выражается как отношение
Ен = (Е/Е0)•100
где Е — освещенность исследуемой точки внутри помещения, лк;
Е0 — освещенность точки на поверхности под открытым небом. Нормативная величина КЕО показывает, какую долю от освещенности на открытом воздухе должна составлять освещенность исследуемой точки. При этом предполагают, что небо излучает диффузный свет. Естественный свет проникает через световые проемы в стенах. Такое освещение называют боковым. Если же проемы устроены в крыше, как это делается в мансардах, то его называют верхним. Применяют и комбинированное освещение через боковые и верхние световые проемы. В строительной практике России СНиПом нормативная величина КЕО регламентирована. Так, в жилых зданиях комнаты и кухни, освещаемые боковым светом, должны иметь Ен=0,5%. В некоторых странах нормируют не КЕО, а площадь световых проемов А0. При этом рассматривают отношение А0 к площади пола Аn
Kc0П. Искусственное освещение рассчитывают в основном для зданий культурного и бытового назначения. В жилых зданиях его обычно не рассчитывают, а используют по мере необходимости.