Самой простейшей формой образования ТСЖ могут быть жилищно-строительный (ЖСК) или жилищно-эксплуатационный кооперативы (ЖЭК), прошедшие перерегистрацию как ТСЖ. Такие ТСЖ имеют навыки коллективного управления жилым домом, опыт покупки различных услуг для своего дома в целом и общения с администрацией муниципального образования, с различными надзорными и контролирующими службами. Мотивом регистрации ТСЖ в таком случае служат требования местных налоговых инспекций о приведении в соответствие с действующим законодательством Устава ЖСК или ЖЭКа, а также это могут быть федеральные, региональные или местные нормативные акты, связанные с более выгодными финансовыми условиями по предоставлению льгот или субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг. ТСЖ могут создаваться в многоквартирных муниципальных жилых домах с большой концентрацией приватизированных квартир. Мотивом создания ТСЖ может быть конфликтная ситуация, связанная с плохим качеством обслуживания жилья и несоотносимо высокой оплатой за это, привлекательное расположение жилого дома или возможность использования в интересах жильцов нежилых помещений и земельных участков. В обоих вариантах инициатива регистрации ТСЖ исходит от самих жильцов при содействии или, наоборот, противодействии администрации муниципального образования. В новом строительстве многоквартирных домов или микрорайонов индивидуальных домов ТСЖ должны создаваться в 100% объектов, за исключением тех, которые построены при 100% финансировании из бюджета любого уровня. Мотивом для создания ТСЖ должна быть однозначная позиция администрации муниципального образования и пакет нормативных актов, регулирующих все аспекты создания и функционирования ТСЖ после сдачи жилого дома в эксплуатацию.                                                                                                  i
В групповых индивидуальных застройках, существующих длительное время, ТСЖ могут быть созданы для закупки услуг, связанных с вывозом бытовых отходов, обслуживанием внутриквартальных электрических сетей, очисткой пешеходных дорожек и подъездов к жилым домам, кабельным телевидением, пропиской и юридическим обслуживанием. Мотивом образования ТСЖ служит невозможность получения услуг в индивидуальном порядке из-за финансовых или технических условий. Все типы и формы ТСЖ имеют много общих признаков в своем функционировании, но также имеют и существенные различия. Поэтому администрации муниципальных образований должны иметь четкие положения, закрепленные местными нормативными актами о взаимодействии со всевозможными, разнообразными формами управления муниципальным, частным и смешанным по форме собственности жилищным фондом. Ошибками многих муниципальных образований при взаимодействии с ТСЖ являются:
—  прием в муниципальную собственность или постановка на баланс Службы заказчика домов-новостроек, построенных за счет средств граждан;
—  прямое финансирование из средств бюджета капитальных ремонтов внутридомовых инженерных коммуникаций, строительных конструкций и дорожных покрытий в ТСЖ, ЖСК и ЖЭКах. Принятие таких разовых решений под давлением жалоб жильцов не решает проблему в целом, а заставляет работать чиновников в авральном порядке или по решениям судебных органов. Первоочередные шаги, которые следует принимать администрациям муниципальных образований для активизации создания ТСЖ: . — исследовать механизм регистрации ТСЖ и все взносы, связанные с регистрацией. Выработать и утвердить на уровне администрации единый порядок подготовки и прохождения документов, а также типовой пакет документов для регистрации;
— определить единого координатора по взаимодействию с ТСЖ из чиновников отдела по учету и приватизации жилья, или отдела по эксплуатации жилищного фонда департамента жилищного коммунального хозяйства, или из любой другой структурной единицы администрации;
—  провести информационную акцию для населения во всех доступных средствах массовой информации о ТСЖ и порядке их образования, особенно в новом строительстве. Независимо от позиции властей муниципального образования о предпочтительной форме собственности в жилищном фонде на территории, необходимо, регистрировать ТСЖ во всем вновь построенном или реконструированном жилье. Одним из наиболее приемлемых вариантов является следующий вариант, реализованный в г. Череповце. В «Правила застройки города» в перечень документов, необходимых для начала строительства жилого дома, внесен документ под названием «Проект управления жилого дома после сдачи его в эксплуатацию», который должен быть согласован с координатором по работе с ТСЖ. В состав «Проекта по управлению» включены следующие документы:
— техническое описание объекта (этажность, материалы, наличие лифта, мусоропровода, тип чердака, количество квартир, площадь участка, наличие встроенных помещений, краткое описание систем горячего водоснабжения и отопления и т. д.);
— стоимость содержания и эксплуатации дома с учетом тарифов для населения на момент подготовки проекта;
— образец договора купли-продажи квартир или долевого строительства с указанием порядка создания ТСЖ после сдачи дома в эксплуатацию;
— перечень нормативных актов федерального и местного законодательства о ТСЖ. с Наличие такого пакета документов и презентация его в прессе позволяет местной администрации придерживаться единого порядка регистрации ТСЖ в новостройках. Будущие участники ТСЖ уже при вступлении в долевое строительство или при переговорах о покупке квартиры извещены о том, что их собственность будет управляться через ТСЖ. Кроме варианта регистрации ТСЖ в многоквартирных домах после сдачи их в эксплуатацию, строительные Фирмы могут реализовывать вариант, когда владельцы квартир передают свою собственность в управление бывшему застройщику на основании договора. В таком договоре оговариваются следующие услуги: прописка, выдача справок, сбор и начисление квартплаты, организация обслуживания жилого Дома, заключение договоров по предоставлению услуг водоснабжения и водо-отведения, тепло-, газо- и электроснабжения, уллата налогов на землю. Такой вариант управления многоквартирными новостройками выбирают 50% строительных фирм г. Череповца. Во-первых, это дополнительный доход фирмы, так как уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги для жильцов устанавливается равным уровню оплаты в муниципальном жилищном фонде, а затраты на обслуживание в новом жилье значительно ниже, во-вторых, застройщик не испытывает никаких организационных проблем в проведении собраний жильцов для организации ТСЖ и его регистрации, в распоряжении нежилыми помещениями.

Опыт работы с ТСЖ выявляет необходимость информационных презентаций не только для горожан, а в первую очередь для фирм-застройщиков. В идеальном варианте должна быть проведена серия практических семинаров для всех застройщиков на территории муниципального образования обо всех аспектах ТСЖ. Закон РФ «О товариществах собственников жилья» оговаривает только две формы существования ТСЖ: без образования юридического лица при небольшом количестве собственников и с образованием юридического лица. На практике же управление жилищным фондом, в котором несколько десятков собственников, представляет собой, как мы видим, более широкий круг вариантов. Если в жилом многоквартирном доме соседствуют частные и муниципальные квартиры, муниципалитет может стать одним из участников ТСЖ, независимо от доли муниципального жилья в доме. Варианты участия муниципалитета в ТСЖ разнообразны, но, к сожалению, часто на практике бывают очень трудно реализуемы, так как требуют особенных условий в Уставе ТСЖ, сложных договорных отношений или технических решений. Это касается пристроенных и встроенных нежилых помещений, имеющих общие с жилой частью неделимые системы водоснабжения и теплоснабжения, где возникают проблемы с учетом энергоресурсов, нежилых помещений на верхних этажах в жилых домах с лифтом и т. д. Даже 10 муниципальных квартир в 100-квартирном ТСЖ могут быть большой проблемой для обеих сторон, если ЖЭУ или Служба заказчика управляет муниципальными квартирами, но не управляет и не обслуживает ТСЖ в целом. Взаимодействие муниципалитетов с ТСЖ Тенденции жесткого административного управления ТСЖ и противодействия их созданию сохраняются во многих муниципальных образованиях по трем причинам:
—  недостаток в местных бюджетах средств на выделение ТСЖ дотаций, соответствующих принятым нормативам субсидирования потребителей услуг ЖКХ;
—  неумение управлять новыми процессами в жилищном фонде;
—  стойкое противодействие развивающемуся на базе ТСЖ общественному самосознанию, способности жителей объединяться для защиты своих интересов. При активном содействии ТСЖ разрушается командная система в ЖКХ и в целом в муниципальном образовании, на смену приходят более демократичные отношения, обусловленные четкими правилами игры, при которых защищены интересы даже самых маленьких групп населения при потреблении жилищно-коммунальных услуг Если администрация выбирает высокую концентрацию муниципального жилья на территории, то следует предполагать, что структура управления ЖКХ будет более большой с развитыми контролирующими функциями и затраты бюджета на сферу будут удерживаться на прежнем уровне. Меры по созданию первой или второй модели управления одинаковы и отличаются только знаком плюс или минус:
—  для содействия ТСЖ следует увеличить плату за наем жилья в муниципальном фонде, по сравнению с налогом на имущество, для противодействия — плата за наем должна быть ниже налога на имущество;
— для содействия ТСЖ плата за содержание и эксплуатацию жилья фонда в муниципальном жилищном фонде должна полностью покрываться за счет населения; для противодействия ТСЖ на 50—60% дотироваться из местного бюджета;
— для содействия ТСЖ льготы и субсидии для населения должны предоставляться и погашаться на равных условиях с муниципальным жильем, при Противодействии ТСЖ льготы и субсидии населению в ТСЖ на обслуживание жилья не предоставляются;
— для содействия ТСЖ за счет средств бюджета, фонда занятости и других Источников проводить обучение потенциальных управляющих для ТСЖ; для Противодействия ТСЖ исключить конструктивный диалог между ТСЖ и администрацией, общаться только через суд. Любой муниципалитет может найти выгодные для ТСЖ варианты содействия, которые будут развивать ТСЖ. В г. Череповце, например, несколько ТСЖ объединились в некоммерческое партнерство «Союз собственников жилья» и при содействии администрации получили грант Европейского сообщества в размере 10 тысяч долларов США на оборудование офиса и компьютерную технику для бухгалтерского и юридического обслуживания ТСЖ. ТСЖ на сегодняшний день являются конечными потребителями сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства, и анализ их деятельности позволяет сформировать мнение о конечном потребителе в муниципальном жилищном фонде, т. е. это жилой дом с любым количеством квартир. Опираясь на эту аксиому, можно логично выстроить муниципальную тарифную политику и усовершенствовать систему договорных отношений в ЖКХ.