Одним из наиболее действенных инструментов для создания конкурентной среды является проведение конкурсов.

Конкурс — это процедура отбора, которая позволяет, собрав вместе всех участников, заинтересованных в купле-продаже услуг: покупателя услуги, представленного специально назначенной комиссией, и продавцов услуг, представленных организациями различных организационно-правовых форм, — осуществить торг, в процессе которого покупатель выбирает из продавцов того или тех, кто может предложить определенный набор качественных услуг по наиболее низкой цене. Опыт проведения конкурсов на обслуживание жилищного фонда имеется практически во всех регионах. Но в то же время муниципалитеты сдерживают проведение конкурсов, так как чаще всего их выигрывают частные фирмы, а муниципалитет в первую очередь радеет за муниципальные предприятия и не хочет отдавать деньги «чужакам», либо, что встречается чаще, не имеет достаточно средств для полной и своевременной оплаты услуг подрядчиков. Чтобы переломить такие настроения и получить некоторый опыт в проведении конкурсов, следует начинать конкурсный отбор для небольших объемов работ, для закупки оборудования, проведения капитальных ремонтов или закупки услуг, которые предоставляют только немуниципальные предприятия. Такой опыт необходим для определения и выявления «подводных камней» в процедурах проведения конкурсов, в пакетах конкурсных документов, в определении уровня бюрократизации процедур конкурса, в критериях оценки претендентов.

При организации первых конкурсов на обслуживание жилищного фонда в муниципальном образовании следует соблюдать определенные правила:
—  первыми объектами для конкурсного обслуживания должны стать ведомственное жилье, передаваемое в муниципалитет, район новостроек, жилищный фонд проблемных ЖЭУ, и только после этого желательно переходить к муниципальному жилищному фонду по итогам работы подрядчиков;
—  объем работ должен соответствовать объему финансирования;
—  срок действия договора не менее 3-х лет;
— объявление о конкурсе должно быть официальным и содержать некоторый минимум информации об условиях конкурса и об объектах;
— пакет документов для продажи претендентам должен быть максимально подробным, желательно описать методики заполнения конкурсных предложений, четко сформулировать задачи и объемы работ, формы и сроки оплаты, критерии оценки и обязательно приложить образец заключаемого с подрядчиком договора;
— положение о конкурсном отборе подрядчиков на обслуживание муниципального жилищного фонда и инженерной инфраструктуры должно быть опубликовано в местных газетах;
—  после конкурса обязательно должен быть заключен договор с победителем. Наивно было бы думать, что подрядчики на обслуживание жилья образуются сами собою и предложат муниципалитету очень выгодные условия по качеству и оплате предоставляемых услуг. Администрация муниципального образования должна будет провести предварительное исследование наличия потенциальных подрядчиков из уже традиционных муниципальных предприятий, строительных и ремонтных фирм, предприятий бытовых услуг, ведомственных структур, обслуживающих общежития и т. д. Со всеми потенциальными претендентами необходимо провести ряд встреч и семинаров для разъяснения особенностей обслуживания жилищного фонда, объема работ и финансирования, возможностей оказания дополнительных услуг населению. Особый акцент следует сделать на отсутствие необходимости копировать структуру и организацию работ существующих жилищно-экс-плуатационных участков. Подготовка к конкурсному обслуживанию жилья потребует от администраций муниципальных образований определенной перестройки и детальной проработки различных юридических и технических аспектов. Основой отношений между заказчиком и подрядчиками будет только заключенный между ними договор, никакие приказы главы местного самоуправления или начальника департамента ЖКХ не являются обязательными для подрядчиков, если это не прописано в договоре. Любое поручение должно базироваться в рамках договора или оформляться дополнением к нему, в виде добровольного соглашения обеих сторон. Финансовые средства, поступающие подрядчику в виде оплаты за выполненные работы, являются его собственностью и не могут быть подконтрольны заказчику, как и уровень оплаты труда работников предприятия подрядчика. Если администрацией муниципалитета принято решение о проведении конкурса на обслуживание жилищного фонда, необходимо продумать вопросы:
—  как и кем будут обеспечены работой специалисты, обслуживающие жилищный фонд, который идет на конкурс;
—  каким образом будет использоваться служебное жилье в жилищном фонде, выставляемом на конкурс;
—  какова будет временная граница по выполнению аварийных заявок и заявок жильцов в момент перехода работ по обслуживанию жилья к конкурс-Ному подрядчику;
— какие помещения и на каких условиях могут быть предоставлены конкурсному подрядчику;
—  какие рычаги и стимулы необходимы для подрядчиков, которые обслуживают жилье, выставляемое на конкурс, для сохранения оптимального качества услуг до прихода нового подрядчика. Проведение конкурсных отборов подрядчиков на обслуживание жилищного фонда ведет к совершенствованию законодательной базы муниципалитетов, системы управления ЖКХ и к упорядочению финансовых потоков в сфере. Появление даже небольшого опыта конкурсного обслуживания жилья приводит муниципальные образования к мысли, что чаще всего некачественное обслуживание является прямым следствием некачественного управления. Поэтому следующим шагом повышения качества жилищно-коммунальных услуг без ущерба для населения и муниципального бюджета является конкурсное управление жилищным фондом. Первым подходом к этой задаче является наличие нескольких организаций, выполняющих полностью или частично функции по управлению муниципальным жилищным фондом, и периодический сравнительный анализ деятельности этих организаций. Такой анализ позволяет оценить эффективность управления и выявить наиболее перспективную организацию. Следующим шагом должен стать процесс совершенствования нормативной базы для реализации конкурса на управление и особенно отработки всех механизмов договора на управление, который должен быть заключен с управляющей организацией. Срок действия договора управления при конкурсном отборе организаций должен быть не менее 3—5 лет. Еще перед началом конкурса администрация муниципального образования должна отработать процедуру расторжения договора на управление. Одним из вариантов перехода на конкурсное управление муниципальным жилищным фондом может стать конкурс на подтверждение уже имеющегося права на управление у муниципальных служб заказчика или других муниципальных организаций с последующим ее акционированием. Процедура конкурса не должна быть формальной, на таком варианте необходимо выявить все слабые стороны процедур проведения конкурсов на управление. Кроме того, процедура конкурса должна быть максимально открытой для ознакомления с новым видом рынка услуг для организаций любой организационно-правовой формы.