В основе ресурсосбережения должна лежать экономическая заинтересованность каждого участника процесса производства, поставки и потребления коммунальных услуг. Рассмотрим подробнее возможности участников и роль администрации муниципального образования, в соответствии с предложенной схемой институциональных преобразований. Управляющая организация является получателем бюджета коммунального хозяйства и как никто другой заинтересована в рациональном его расходо-вании. Ведь средства, оставшиеся после платы подрядным организациям за выполнение ими всего комплекса работ, определенного в соответствующих положениях, являются прибылью управляющей организации. Помимо этого, именно управляющая организация является наиболее заинтересованным лицом в снижении затрат и в использовании колоссальных возможностей получения сверхнормативной прибыли за счет внедрения энергосберегающих технологий при эксплуатации всего здания в целом, а не отдельной квартиры, в отличие от квартировладельца. Это установка приборов учета потребления на многоквартирный дом или на подъезд, утепление фасадов зданий, установка электродвигателей переменной частоты вращения, установка блочных тепловых пунктов, применение энергоэффективных светильников и других мероприятий, снижающих энергозатраты при эксплуатации жилищного фонда, при использовании в качестве объекта ресурсосбережения жилого дома или группы домов в целом. Как правило, проекты энергоресурсосбережения являются самоокупаемыми, поэтому финансирование работ осуществляется на первом этапе, за счет привлеченных средств, в дальнейшем — за счет собственных и привлеченных средств. В основе экономической заинтересованности предприятий производителей и поставщиков коммунальных услуг в применении ресурсосберегающих технологий при их производстве и поставке также лежит возможность получения сверхнормативной прибыли, являющейся результатом снижения собственных издержек на ее производство. Наибольший потенциал снижения издержек также заложен в применении прогрессивных технологий и оборудования и замене и модернизации существующего оборудования, позволяющих существенно снизить затраты энергоресурсов на производство единицы продукции. Таким образом, задачей администрации муниципального образования является определение четких правил «игры», обеспечивающих предприятиям возможности получения сверхнормативной прибыли и ее использования в собственных интересах, повышающих инвестиционную привлекательность коммунальных предприятий и минимально снижающих риски при реализации ресурсосберегающих проектов. В первую очередь, это акционирование муниципальных предприятий, условием которого должны стать инвестиционные обязательства акционеров по развитию и модернизации акционируемого предприятия (подробнее в разделе «Демонополизация предприятий ЖКХ»). Во вторую очередь, определение четких правил формирования доходной части бюджетов предприятий, то есть определения тарифов оплаты услуг для населения и тарифов на услуги предприятий-монополистов на достаточно длительный срок и механизма тарифообразования, обеспечивающего прогнозируе-мость его изменения. Без исполнения этого в деятельности управляющих организаций и коммунальных предприятиях отсутствует собственный коммерческий интерес, являющийся основным стимулом к обеспечению рентабельной и сверхрентабельной деятельности предприятия со стороны сотрудников, а сами предприятия представляют малый интерес для инвестиций и не способны разработать эффективный бизнес-проект и привлечь инвестиции для его осуществления.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ Инвестиционная привлекательность предприятий коммунального хозяйства обусловлена следующим: постоянством спроса, стабильностью платежей, имеющих ярко выраженную тенденцию к повышению, и огромными возможностями повышения их эффективности, в первую очередь, за счет ресурсосбережения. Однако в настоящее время приток инвестиционных средств в предприятия коммунального хозяйства очень незначителен. Причинами этого являются несовершенство системы тарифного регулирования и отсутствие гарантий возврата инвестиций со стороны муниципальных предприятий, ввиду больших долговых нагрузок на муниципальные бюджеты. Реализация в муниципальных образованиях предложений, изложенных в «Общих принципах и подходах к реформированию жилищно-коммунального хозяйства» позволяет значительно повысить инвестиционную привлекательность коммунальных предприятий (подробнее в разделах «Демонополизация предприятий ЖКХ» и «Разработка общих принципов тарифной политики в сфере ЖКХ и механизмов тарифообразования на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства»). Однако без муниципальной поддержки крупных инвестиционных проектов решить задачу по организации устойчивого притока инвестиций в отрасль достаточно проблематично. Привлечение инвестиционных средств на реализацию крупных ресурсосберегающих проектов может осуществляться под гарантии платежей населения, а их окупаемость — за счет сокращения себестоимости производства и/или потребления коммунальных услуг. В этом случае задачей администрации муниципального образования является обеспечение необходимого уровня тарифов оплаты для потребителей и его неснижение на время погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта. После их погашения администрация имеет возможность снизить тариф оплаты, обеспечив разумный уровень рентабельности для производителя. Помимо этого, преобразованные в акционерные общества предприятия коммунального хозяйства имеют возможность осуществлять самостоятельную политику по привлечению кредитных ресурсов для реализации ресурсосберегающих проектов под гарантии собственных основных фондов, обеспечивая их возвратность за счет снижения себестоимости производства услуги, явившейся следствием реализации проекта. Для обеспечения возможности привлечения коммунальными предприятиями средств коммерческих банков и частных инвестиций администрация муниципального образования может выступать в качестве гарантийной структуры. Для этого необходимо разработать четкие и прозрачные критерии для принятия решения о выдаче гарантийных обязательств. Помимо этого, возможно обеспечение проекта или части проекта за счет бюджета муниципального образования как на возвратной, так и на невозвратной основе.