РАЗРАБОТКА ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЖКХ И МЕХАНИЗМОВ ТАРИФООБРАЗОВАНИЯ НА УСЛУГИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Существующая в настоящее время система тарифообразования основывается на расчете себестоимости затрат предприятий-производителей и поставщиков коммунальных услуг с нормированием их рентабельности. В определенной мере этот подход оправдан по отношению к предприятиям, являющимся естественными монополистами, но по отношению к предприятиям, работающим в потенциально конкурентной и конкурентной зонах, такой подход не является оптимальным. Подобная практика тарифообразования приводит к отсутствию стимулов повышения эффективности деятельности предприятий, т. к. снижение себестоимости производимой продукции ведет к снижению тарифа ее оплаты и к уменьшению абсолютной величины получаемой предприятием прибыли, напротив, увеличение роста затрат предприятия ведет к ее повышению. Следствием этого является заинтересованность предприятия в росте, а не в снижении затрат. Совершенствование политики тарифообразования должно проводиться в первую очередь с целью соблюдения интересов потребителей коммунальных услуг и стимулировать производителя к внедрению мероприятий, повышающих эффективность его деятельности. Подходы к формированию стоимости произведенной продукции должны быть дифференцированы в зависимости от степени монополизации занимаемого предприятием рынка услуг. Основное требование к системе тарифного регулирования состоит в том, что с ее помощью органы местного самоуправления должны добиться от коммунального предприятия выполнения определенных ему целей. Система тарифного регулирования должна обеспечить выполнение производственной программы предприятия и стимулировать предприятие к сокращению собственных издержек. В естественно монопольной зоне тарифное регулирование должно осуществляться в следующих формах:
—   установление тарифной базы и правил ее применения;
—  осуществление индексации тарифов в соответствии с изменениями макроэкономических показателей;
—  надзор за исполнением правил тарифообразования, выдача обязательных для исполнения предписаний, др. В потенциально конкурентной зоне — в следующих формах:
— определение тарифной базы и ее использование в качестве максимальной стоимости производства услуг, при проведении конкурсного отбора предприятия;
—  последующее определение тарифа по результатам конкурса. В конкурентной зоне тарифное регулирование осуществляться не должно, а стоимость услуг предприятий должна осуществляться посредством рыночного регулирования. Определение монопольных, потенциально конкурентных и конкурентных зон рынка
Следует отметить, что деление рынка жилищно-коммунальных услуп на монопольные, потенциально конкурентные и конкурентные зоны является достаточно условным и во многом зависит от исторически сложившейся структуры размещения предприятий ЖКХ и жилищного фонда, наличия в муниципальном образовании промышленных предприятий и производств, способных производить аналогичные предприятиям ЖКХ услуги и т. д. Монопольные зоны рынка характеризуются невозможностью или нецелесообразностью организации альтернативного производства или привлечения к оказанию услуг альтернативного производителя. Применительно к жилищно-коммунальному хозяйству к монопольным зонам рынка однозначно относятся коммунальные сети водоснабжения, канализации, теплоснабжения. Во всех других случаях, даже если существует монопольный производитель какой-либо услуги, его монополия никогда не является абсолютной и не распространяется на весь производственный цикл. Если произвести детальный анализ производственной структуры, окажется, что в той или иной форме конкуренция присутствует либо со стороны подразделений предприятия, либо существует возможность ее организации за счет выделения конкурентных зон в производственном цикле предприятия-монополиста и организации самостоятельных предприятий, испытывающих давление со стороны внешних предприятий, производящих аналогичную продукцию. Конкуренция также проявляется в виде конкуренции статистической, при которой показатели одной фирмы, обладающей местной монополией, сравниваются с показателями аналогичных фирм, работающих в других местностях, что позволяет делать вывод о качестве работы предприятия и принимать соответствующие меры. Таким образом, большинство предприятий, считающихся монополистами, возможно поставить в условия рыночной конкуренции, сформировать локальные рынки производства услуг и обеспечить рыночное регулирование стоимости производимой ими продукции. К предприятиям, осуществляющим свою деятельность в потенциально конкурентных зонах, можно отнести предприятия теплоснабжения, водоснабжения, водоотведе-ния, осуществляющие обслуживание и содержание жилищного фонда, и другие предприятия, деятельность которых в настоящее время находится вне рыночного регулирования. К конкурентным зонам в жилищно-коммунальном хозяйстве относятся зоны рынка, в которых присутствует достаточное количество предприятий, способных производить необходимые работы и услуги надлежащего качества. К этим предприятиям относятся предприятия по обслуживанию лифтового хозяйства, вывозу бытового мусора, производству ремонтов зданий, обслуживанию домофонов, антенного хозяйства и другие. Тарифообразование на услуги предприятий-монополистов
При наличии естественных локальных монополий, предоставляющих коммунальные услуги потребителям, главными направлениями ценовой политики Должны быть: создание нормативно-правового механизма минимизации затрат на производство и поставку ЖКУ и на этой основе — оптимизация устанавливаемых цен и тарифов с включением в их состав планово-обоснованного Размера прибыли (процента рентабельности). Первоначально размер тарифа для предприятия должен покрывать его издержки на производство продукции и включать в себя размер установленной рентабельности его деятельности. Установление тарифов должно проводиться на достаточно длительный срок, и его изменения должны быть жестко регламентированы. Продолжительность срока действия тарифа и прогнози-руемость его изменения должны стимулировать предприятие к получению дополнительной (сверхнормативной) прибыли за счет изыскания и внедрения в технологический процесс мероприятий, снижающих себестоимость производства продукции или услуги. Изменение тарифа должно зависеть в первую очередь от изменения макроэкономических показателей и значительных изменений стоимостей покупного сырья и материалов, необходимых для производства услуги.

В процессе разработки тарифа необходимо производить его разбивку на составляющие, выделяя из него тарифы на отдельные виды работ, в производстве которых возможно обеспечить конкуренцию и соответственно их рыночное регулирование. Например, тариф на теплоснабжение (в случае, когда производственное оборудование и коммунальные сети принадлежат одному юридическому лицу) целесообразно разбить на тариф оплаты производства тепла и тариф за его транспортировку. Целью этого является выделение монопольной зоны в производстве услуги и формирование рынка производства тепла. Важной задачей обеспечения эффективного тарифного регулирования является создание необходимых условий, предусматривающих возможность включения в тариф инвестиционной составляющей с целью погашения привлеченных предприятием средств на период возврата инвестиций. Исполнение вышеперечисленных требований направлено на достижение следующих целей:
—  обеспечение необходимого для производства коммунальной услуги уровня финансовых средств;
— формирование конкурентной среды в производстве коммунальных услуг;
—  стимулирование предприятий к снижению собственных издержек;
—  создание инвестиционной привлекательности предприятий. Важным фактором процедуры тарифного регулирования является формализованное^ процесса тарифообразования, обеспечение профессионализма регулирующего органа и привлечение независимых аудиторов к проверке тарифов естественных монополий. Практика показывает возможность значительного снижения тарифов как за счет оптимизации процесса тарифообразования, так и за счет его аудита. Так, в результате проведенных аудиторских проверок предприятий, поставляющих воду, тепло, обслуживающих жилье, было выявлено завышение себестоимости в городе Санкт-Петербурге на 35-40%, в Курганской области были снижены тарифы на воду на 25%, канализацию — на 24%, теплоэнергию на 17%. Тарифообразование на услуги предприятий, осуществляющих деятельность в потенциально конкурентных и конкурентных зонах рынка. В отличие от предприятий монополистов, деятельность которых подвергается жесткому тарифному регулированию, задачей тарифной политики по отношению к предприятиям, работающим в потенциально конкурентных и конкурентных зонах рынка, является формирование стартовой цены для установления тарифа на определенные виды услуг, оказываемых на конкурсной основе. В потенциально конкурентной зоне рынка стартовая цена формируется не на основании затрат, понесенных предприятием по ее производству, а на основании сложившейся стоимости услуги производимой в аналогичных условиях на муниципальном рынке ЖКХ, либо за его пределами. При отсутствии сложившейся рыночной стоимости какой-либо услуги, ее цена определяется расчетным методом на основании нормы времени, необходимой для ее производства, стоимости рабочей силы, стоимости материалов, необходимых для ее исполнения, непроизводительных расходов и нормы прибыли исполнителя. Следует отметить, что стартовая цена определяется соответствующей структурой управляющей организации, которая также проводит конкурсный отбор предприятий-поставщиков коммунальных услуг. В конкурентной зоне стартовая цена определяется на основании сложившейся стоимости на рынке ее производства. В процессе конкурсного отбора формируется окончательная стоимость производства работ или услуг (пакета работ или услуг, выполняемых одним подрядчиком) как минимальная из предложенных исполнителями при прочих равных условиях. По результатам конкурса управляющая организация заключает с победителем договор, в котором стартовая цена фиксируется в виде тарифа оплаты за произведенные подрядчиком работы или услуги. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в конкурсной комиссии должен присутствовать представитель администрации муниципального образования. Администрации муниципального образования необходимо разработать положение, регламентирующее процесс изменения договорной стоимости производства работ, предусматривающий достаточно длительный период действия тарифа и его взаимосвязанность с изменением макроэкономических показателей, возможность изменения перечня работ по согласованию управляющей организации и подрядчика и механизм определения стоимости дополнительных, не оговоренных в договоре, работ ии услуг. Целью предложенного механизма тарифообразования является снижение стоимости произведенной услуги для потребителя, которая обеспечивается за счет ее снижения в результате конкурсного отбора и повышения эффективности деятельности подрядной организации. Это обусловлено возможностью получения дополнительной прибыли не за счет повышения стоимости произведенных организацией работ, а за счет снижения затрат на их производство, применения прогрессивных технических, технологических и других мероприятий, способствующих снижению себестоимости. Определение тарифов оплаты для населения. Тариф оплаты для населения на жилищно-коммунальные услуги определяется администрацией муниципального образования на основании решения регулирующего органа об установлении соответствующих размеров цен и тарифов на ЖКУ для различных групп потребителей. Определение тарифа оплаты должно проводиться по четкой, утвержденной процедуре принятия соответствующего решения и основываться на следующих принципах:
—  исполнение федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;
— исполнение нормативных и законодательных актов Российской Федерации по вопросам ценообразования в ЖХХ;
—  учет реальных возможностей исполнения местных бюджетов;
—  учет платежеспособности населения и других показателей.

Задачей администрации муниципального образования является формирование бюджета жилищно-коммунального хозяйства и определение необходимого ассортимента и объемов поставляемых услуг в рамках сформированного бюджета. В первую очередь определяется ассортимент и объемы услуг, обеспечивающих безопасную эксплуатацию жилищного фонда и проживания населения, во вторую очередь ассортимент и объемы услуг, обеспечивающих комфортность проживания. Стоимость производства всего комплекса работ определяется на основании стоимости выполнения единицы услуги и необходимого объема работ. В случае, когда рассчитанные затраты на производство всего комплекса работ превышают бюджет коммунального хозяйства (платежи населения и бюджетную составляющую), рассматриваются два варианта достижения баланса: увеличение доходной части (увеличение тарифа оплаты для населения) и/или снижение расходной части (уменьшение объемов, ассортимента и периодичности предоставления услуг). Если учитывать колоссальные возможности снижения объемов поставляемых услуг без ущерба для потребителя (ликвидация протечек или потерь тепла, установка счетчиков, мероприятия по энергосбережению и др.), то естественно предпочтительнее второй путь, однако необходимые мероприятия требуют достаточно серьезных финансовых затрат, которые навряд ли способны понести муниципальные бюджеты и бюджеты коммунальных предприятий. Поэтому в начальном периоде реформирования отрасли достижение баланса возможно осуществить за счет повышения доходной части и снижения объемов и периодичности работ до минимально возможного в части работ, обеспечивающих комфортность проживания (работы по содержанию и эксплуатации зданий и территории). Тарифы оплаты для населения определяются исходя из сформированного бюджета, с учетом доли оплаты затрат предприятий ЖКХ, определенной администрацией муниципального образования для потребителя и для муниципального бюджета. При формировании тарифа необходимо стремиться к 100% покрытию затрат за счет платежей населения. Возможность этого подтверждена -соответствующими расчетами, проведенными по 8 муниципальным образованиям Московской области в части производства работ по эксплуатации и содержанию жилищного фонда. В расчетах из соответствующих правил работы исключались не являющиеся жизненно необходимыми (например, «очистка бачков от известковых 38 отложений» и аналогичные, сформулированные в результате бездумного переноса положений правил эксплуатации 60-х годов в современные) и увеличилась периодичность производства работ без реального ущерба для потребителя (например, влажная протирка — 1 раз в три дня, в отличие от установленной — ежедневной). Следует отметить, что объемы, установленные новыми правилами, многократно превышают реально выполняемые подрядчиками работы. Таким образом, при соответствующих институциональных преобразованиях перевод населения на 100% оплату не за счет повышения тарифа оплаты, а за счет уменьшения объемов услуг может привести к фактическому увеличению получаемых им услуг. Отсюда следует, что задачей администрации муниципального образования по определению тарифов оплаты для потребителей является формирование доходной части бюджета ЖКХ, покрывающего затраты предприятий на производство работ в соответствии с установленными правилами и нормами эксплуатации и содержания жилищного фонда и правилами предоставления коммунальных услуг потребителям. Это соответствие не только необходимо для гарантированного обеспечения потребителей определенным набором услуг, но и позволит предприятиям коммунального хозяйства осуществлять рентабельную деятельность, что в свою очередь обеспечит привлечение в отрасль инвестиций, направляемых на мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятий. Механизм тарифообразования должен рассматриваться как единое целое, включающее в себя механизм формирования отпускной цены на услуги предприятий коммунального хозяйства и механизм формирования уровня платежей потребителей и бюджета за услуги коммунального хозяйства, и отвечать следующим требованиям:
— сбалансированность доходной и расходной частей бюджета ЖКХ;
— обеспечение коммунальных предприятий достаточным для производства услуг объемом финансовых ресурсов;
— действительность в течение достаточно длительного периода времени;
— стимулирование коммунальных предприятий к повышению эффективности;
— прозрачность, четкий и понятный механизм формирования и изменения;
— неполитизированность.