В настоящее время в роли продавца услуг выступают предприятия-производители какой-либо услуги, деятельность которых жестко регламентирована документами федерального и муниципального уровня. Предприятия, как правило, являются муниципальными унитарными, соответственно административно подчинены местным органам исполнительной власти. Стоимость произведенной предприятием услуги определяется на основании существующих методик как сумма понесенных предприятием затрат. Таким образом, предприятия не заинтересованы в повышении эффективности собственной деятельности, наоборот, заинтересованы в повышении затратной части на производство продукции или в доказательствах необходимости этого повышения, что является основанием для непомерного увеличения тарифов. Проблем со сбытом произведенной продукции не возникает, т. к. практически все предприятия жилищно-коммунальной сферы являются монополистами в своей области деятельности. В результате затраты на производство единицы продукции значительно превышают затраты на производство аналогичной продукции в развитых странах, а отсутствие экономических стимулов к повышению эффективности производства не позволяет снижать себестоимость производимой продукции. Монопольное производство жилищно-коммунальных услуг приводит к отсутствию оптового рынка услуг и соответственно продавца этих услуг. В программах реформирования жилищно-коммунального хозяйства роль продавца услуг потребителям отведена службам заказчика. Однако службы заказчика (там, где они созданы), также являющиеся муниципальными унитарными предприятиями не,способны сформировать рынок услуг, привлекая на него конкурирующие предприятия, и вынуждены работать с теми же монополистами — муниципальными унитарными предприятиями. Широко разрекламированные акции по привлечению заказчиков и подрядных организаций на конкурсной основе в большинстве случаев заканчиваются победой заранее определенного участника (как правило, того же муниципального унитарного предприятия) и реально не влияют на формирование конкурентной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве муниципального образования. В результате продекларированные в программах реформирования рыночные отношения не сложились. Сложившиеся на уровне муниципального образования отношения полностью монополизированы, где производитель продукции (муниципальное унитарное предприятие) — монополист, продавец — монополист, также муниципальное унитарное предприятие находится в административной подчиненности у главного монополиста— исполнительного органа муниципального образования. Таким образом, одной из причин отсутствия рыночного регулирования объемов производства, качества и стоимости жилищно-коммунальных услуг, отсутствия инвестиционной привлекательности в отрасли является наличие Муниципального монополизма. Отсутствие конечного потребителя В России подавляющая часть населения проживает в многоквартирных домах. Именно жилой дом в целом, а не отдельный квартировладелец является основной единицей, потребляющей услуги ЖКХ. Это совершенно очевидно, если речь идет, например, о ремонте и содержании жилого дома. Если же мы говорим о тепло- или водоснабжении, может показаться, что при установке индивидуальных счетчиков в роли потребителя может выступать и отдельный квартировладелец. Однако это справедливо только для текущего потребления (и то не в полной мере, поскольку есть и общее потребление дома). Если же идет речь о смене поставщика или об изменении договорных условий, в качестве потребителя опять же может рассматриваться только дом в целом. Проблема заключается в том, что сегодня только малая часть жилых домов представлена в виде юридических лиц, способных выступать дееспособной стороной контрактных отношений. В основном это ЖСК, сохранившиеся еще с советских времен, и немногочисленные товарищества собственников жилья (кондоминиумы), образованные после принятия в 1993 г. соответствующего закона. Таким образом, говоря об отсутствии потребителя на рынке жилищно-коммунальных услуг, мы, прежде всего, подразумеваем, что конечные потребители не сгруппированы и не оформлены так, чтобы они могли выступать реальной стороной в контрактных отношениях с поставщиками услуг. Но это только часть проблемы. Второй ее аспект заключается в том, что конечный потребитель при существующей системе дотаций и перекрестного субсидирования оплачивает не более (а в большинстве населенных пунктов и менее) 50% определенной на основании тарифов стоимости услуг ЖКХ. При этом дотация, покрывающая оставшуюся часть стоимости услуг, поступает из бюджета не потребителю, а непосредственно предприятиям ЖКХ. Соответственно, заинтересованность конечного потребителя и его возможность влиять на снижение затрат в сфере ЖКХ значительно ослаблены. Третий аспект — исторически сложившееся отношение у потребителя к оплате жилищно-коммунальных услуг не как к оплате за приобретаемый им товар, а как к налогам, которые надо платить, не задумываясь о том, на что расходуется внесенная оплата. Соответственно, поставляемые коммунальные услуги рассматриваются как услуги, поставка которых должна безусловно осуществляться государством. Это в совокупности с нежеланием производителей и поставщиков услуг обеспечить договорные отношения между покупателем и продавцом (поставщиком) услуги приводит к отсутствию у конечного потребителя достоверной информации о количестве и качестве предоставляемых ему услуг. Как правило, приборов учета воды и тепла нет не только в отдельных квартирах, но и в домах, либо они не действуют. В результате население как основной конечный потребитель услуг ЖКХ, во-первых, не имеет юридического статуса, приемлемого для вступления в нормальные контрактные отношения с поставщиками услуг ЖКХ, во-вторых, не оплачивает полностью в соответствии с тарифами потребляемые услуги ЖКХ и, в-третьих, не имеет реальной информации об объеме и качестве потребляемых услуг. В совокупности, перечисленные факторы позволяют утверждать, что в сфере ЖКХ на сегодня нет заинтересованного покупателя услуг и, следовательно, не могут развиваться рыночные отношения. Таким образом, на рынке жилищно-коммунальных услуг фактически не представлен конечный потребитель, т. е. сторона, безусловно заинтересованная в улучшении и/или снижении стоимости услуг. Следствием наличия муниципального монополизма и отсутствия конечного потребителя услуг ЖКХ является невозможность образования полноценного рынка жилищно-коммунальных услуг, т. е. создания конкурентных отношений со стороны частного бизнеса и организации договорных отношений по поводу приобретения и оплаты этих услуг. Таким образом, муниципальный монополизм и отсутствие конечного потребителя являются основным препятствием реформирования ЖКХ.